No Image

Расслабляющий массаж языка при дизартрии

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
16 октября 2019

Татьяна Гаврилова
Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.

Массаж языка с помощью зубной щетки при дизартрии.

В современном мире проблема нарушения речи у дошкольников и младших школьников в последние годы приобрела глобальный характер. Приступая к коррекции звуков, необходимо знать причину их недостатков. Нарушения звукопроизношения могут быть как при дислалии, так и дизартрии, стертой форме дизартрии, ринолалии. При каждом диагнозе есть свои особенности.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным.

Почему при дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп, высота и сила голоса? Потому что из центрального отдела речевого и двигательного анализатора двигательные команды передаются к периферическим органам речи по проводящим нервным путям. Когда происходит органическое поражение непосредственно двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. А так как парезы распространяются, кроме мышц губ и языка, и на нёбные мышцы, мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания, то при этом мы видим нарушение артикуляции звуков, нарушение голосообразования и нарушение речевого дыхания.

У большинства детей с дизартрией наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Именно отсутствие чувствительности речевых мышц вызывает затруднения в нахождении нужной артикуляции разных артикуляционных укладов. Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий (сопутствующих движений, тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губу остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находится на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твёрдые, напряжённые. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к дёснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменён по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

Гиперкинезы при дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения определённых движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому.

Девиация, т. е. отклонение языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое).

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи.

В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи начинается с нормализации тонуса мышц органов артикуляции. С этой целью проводится логопедический массаж.

Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создаёт положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

Массаж языка– это процедура, воздействующая на язык, с целью облегчения воспроизведения звуков для ребенка.

Показания к применению

• Проблемы с произношением;

• Гипертонус артикуляционных мышц;

• Недостаточная сократительная способность лицевых мышц;

• Сбивчивое дыхание во время разговоров.

При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил.

Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.

Расслабление мышц достигается легкими массажными движениями от периферии к центру с небольшой силой давления. Все движения скользящие. Слегка прижимающие. Повторяют каждое по 8 раз. Медленные движения снижают возбудимость тканей.

При гипотонусе мышц языка направление массажных движений от центра к периферии, при гипотонии приемы массажа более активные, интенсивные.

Чтобы выполнить логопедический массаж языка, зачастую прибегают к использованию дополнительных предметов. Наиболее применимым помощником в этом деле стала зубная щетка. Щетка должна быть небольшой по размеру и иметь мягкий ворс. Перед процедурой ее необходимо как следует продезинфицировать.

Основные массажные направления:

1. «Язычок проснулся и потянулся»

Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику или от кончика к середине языка.

Щёткой водить по направлениям от центра к периферии или от периферии к центру (не задевать корень языка)

Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии или от периферии к центру.

4. «Ветер дует вправо»

Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо или справа налево.

5. «Дым идёт из трубы»

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику или от кончика к корню.

6. «Ветер дует влево»

Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево

7. «Капает дождик» Поколачивать по языку щетинкой щётки

8. «Листики падают с деревьев» Поколачивать по языку тыльной

Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины

Сказки для массажа

Проснулся Язычок, потянулся (упражнение № 1).

Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упражнение № 2)

Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упражнение № 3).

Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упражнение № 4).

Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упражнение № 6).

Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упражнение № 7).

Падают на землю осенние листики (упражнение № 8).

Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упражнение № 9).

Проснулся Язычок и нежится в постельке (упражнение № 1).

Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упражнение № 7).

Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упражнение № 4).

Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упражнение № 5).

Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упражнение № 6).

Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упражнение № 9).

А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»).

Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз).

Весь в снегу Язычок!

Стал он варежками снег с шапки сбивать (упражнение № 8).

Читайте также:  Аксиальная нефиксированная гпод

Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упражнение № 1).

Приступая к коррекции звуков, необходимо также знать, что артикуляции улучшаются при удлинении выдоха и достаточном давлении воздушной струи. Поэтому лучше начинать постановку звуков лежа на кушетке. Ребенок вдыхает через нос «полный живот воздуха» и плавно выдыхает через рот. Дыхание лежа – нижне-диафрагмальное.

Постановка звука /Р/ в положении лежа.

Этот способ хорош, если у ребенка макрогласия (большой язык) или выработалась привычка произносить звуки межзубно. В данном случае в первую очередь необходим массаж языка для укрепления его мышц, только затем следует приступать к постановке звука /Р/ в положении лежа. В положении лежа язык слегка западает назад, то есть не выглядывает из-за зубов.

Логопед садится на край дивана, ребенок ложится головой на её колени. В положении лёжа ребенку предлагается с силой выдыхать из себя воздух, произнося «за» (можно «дж»). В это время логопед левой рукой удерживает подбородок ребенка, чтобы рот был открытым, а правой рукой с помощью палочки, зонда или соски вызывает вибрацию кончика языка.

Я надеюсь, что эта статья была для вас полезной. Искренне желаю, чтобы массаж языка и постановка звуков лежа – помог вам и вашим детям справиться с трудностями.

Конспект индивидуальной НОД по развитию звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии «Постановка звука [Ш]» ТЕМА: ПОСТАНОВКА ЗВУКА (Ш) Цель: Создать условия для постановки звука Ш, для формирования фонетических процессов, закрепления знания по.

Конспект по познавательному развитию НОД в старшей группе «Подружись с зубной щеткой» Конспект по познавательному развитию НОД в старшей группе «Подружись с зубной щеткой»Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены;.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии «Звук [с]» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии с использованием игр – драматизаций.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Сказка О Зубной щетке и Зубной пасте» Цель: Учить детей правильно чистить зубы, пользуясь зубной щеткой и зубной пастой. Дать знания о том, что чистота – залог здоровья. Воспитывать.

Массаж Массаж Массаж ног Барабан Бам-бам,тарарам! Дети хлопают ладонями от ладышек вверх о бёдрам Застучали в барабан! Бум-бум,тарарум! Так же.

Мастер-класс: «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии» «Развитие артикуляционной моторики у детей со стёртой формой дизартрии» Актуальность: В настоящее время дизартрия является широко распространенным.

Направления коррекционной работы при дизартрии Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста Первое направление. Нормализация.

Неделя здоровья в старшей (подготовительной) группе «Подружись с зубной щеткой» «Подружись с зубной щеткой» Цель : Продолжать знакомить детей с правилами гигиены; дать представление о детской зубной щётке и детской.

Организованное образовательное мероприятие в подготовительной группе по теме «Дружим с зубной щеткой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский.

Детям со значительными речевыми расстройствами необходим логопедический массаж. Он обладает стимулирующим воздействием, повышает эффективность коррекционной работы, нормализует мышечный тонус и позволяет быстрее добиться результатов. Проводить его должен квалифицированный специалист, однако и родители после консультации логопеда и внимательного изучения рекомендаций могут самостоятельно делать со своим ребенком логопедический массаж.

В каких случаях нужен логопедический массаж

Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:

  • Задержке речевого развития.
  • Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
  • Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
  • Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
  • Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
  • Разных формах заикания.
  • Функциональных нарушениях голоса.
  • Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.

В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.

Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях

Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.

Последовательность выполнения

Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
  • Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
  • Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.

Расслабляем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • вокруг глаз в разном направлении;
  • к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
  • к ушам от уголков губ;
  • по лбу, щекам, подбородку и шее;
  • к мочкам ушей от крыльев носа.
  • Легко пощипываем края нижней челюсти;
  • Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.

Расслабляем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
  • Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
  • Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.

Расслабляем мышцы языка

  • Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
  • массируем крайние точки нижней челюсти;
  • массируем подчелюстную ямку;
  • двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
  • Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
  • расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
  • похлопываем по языку и надавливаем на него;
  • поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.

Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях

Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.

Читайте также:  Перелом правого плеча код по мкб 10

Последовательность выполнения

Активизируем мимическую мускулатуру

  • Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
  • к вискам от центра лба;
  • к волосам от бровей;
  • по бровям;
  • вокруг глаз;
  • по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
  • Ритмично сжимаем подбородок.
  • Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
  • Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
  • Пощипываем щеки.

Активизируем мышцы губ

  • При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
  • Пощипываем кожу вокруг губ.
  • Интенсивно постукиваем вокруг губ.

Активизируем мышцы языка

  • При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
  • перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
  • сжимаем боковые части.
  • пощипываем края.
  • похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
  • осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.

Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса

  • Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
  • Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
  • Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.

Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях

При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.

Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.

Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.

Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

С каждым годом количество тяжелых нарушений речи у детей возрастает. Для успешной коррекции необходим комплексный подход. В него входит помощь разных специалистов и для облегчения их работы используют специальные процедуры.

Логомассаж при дизартрии помогает снимать повышенный тонус мышц и это облегчает процесс постановки звуков. Конкретные методики и комплексы формируются индивидуально, в зависимости от диагноза.

Общая информация

Как и любая процедура, массаж лица при дизартрии у детей имеет свои показания и правила проведения. В первую очередь – это квалификация специалиста. Логопед должен иметь подготовку в данной области и пройти обучающие курсы.

Желательно, чтобы он постоянно изучал соответствующую литературу и повышал свою квалификацию.

Для проведения массажа нужна кушетка или стул. Они должны быть удобными для использования. При необходимости берутся плоские подушки (их подкладывают под спину, что приводит к расслаблению мышц) и валики.

Руки массажиста должны быть чистыми и не иметь ссадин, мозолей, бородавок и т. п. На первом приеме проводится диагностика ребенка и определяется тонус мышц. Они могут быть излишне напряжены (гипертонус) или чересчур расслаблены (гипотонус).

Логопед обязан разбираться в анатомии, физиологии, психологии. Каждое действие должно быть продуманно. Только с таким подходом можно проводить сеансы.

Показания к логопедическому массажу

Далеко не всем детям с проблемами с речью нужен специальный массаж. В первую очередь он необходим тем, у кого есть проблемы с тонусом мышц. Ребенку тяжело произносить звуки, у него повышенное слюноотделение или парез – все это требует проведения массажа.

Ринолалия возникает при таких врожденных дефектах, как расщелины губы, десны и неба. Из-за этого происходит искажение звуков. После операции массаж позволяет предупредить появление рубцов.

При заикании нередко возникают судороги, которые сводят мышцы и не дают им работать в полном объеме. Поэтому Дьякова разработала целый комплекс воздействий, которые помогают преодолеть проблему.

В логопедии выделяют разные нарушения голоса – это афония (невозможность говорить звучно, только шепотом) и дисфония (сипение, гнусавость и т. п.). Параличи и парезы поражают мышцы гортани. Для избавления от них используют специальные методики.

После инсульта, травм головы, тяжелых инфекционных болезней часто происходит распад речи – афазия. При ней часто наблюдаются проблемы с воспроизведением мелких движений. Поэтому подобное воздействие помогает снизить их проявление.

Особенность логопедического массажа заключается в том, что он затрагивает только лицо. Он может проводиться только руками или с использованием специальных инструментов – зондов.

Периодичность сеансов и их длительность подбирают под конкретного ребенка. Основные виды воздействия – это растирание, разминание, поглаживание. Они не должны причинять серьезную боль.

Небольшие нюансы

Некоторые детские центры преподносят логопедический массаж как панацею от всех проблем с речью. Однако среди специалистов нет единого мнения об использовании такого метода при определенных проблемах.

Например, при задержках речевого развития подобное воздействие не будет играть ключевой роли. В основе дефекта лежат нарушения развития областей мозга. Логопедический массаж не поможет их исправить. Среди специалистов нет однозначного мнения о необходимости такого вмешательства. Может быть показан только расслабляющий массаж.

При проблемах с письмом, чтением и счетом процедура тоже бесполезна, так как в основе дефекта лежат иные нарушения. Именно их устранением необходимо заняться. Допускается использование пальцевого массажа для стимуляции мелкой моторики.

Важно учитывать причины дефекта. Если ребенку не хватает для произношения звука «Р» выдоха, то разминание языка или щек ему в этом не поможет. При проблемах со слухом, интеллектом или зрением подобное воздействие тоже бесполезно.

При ДЦП часто рекомендуют проводить логопедический массаж, но он не всегда разрешен. Только невролог имеет право назначать такие процедуры. При неправильном подходе массаж может только навредить.

Читайте также:  Диета детское питание отзывы

Противопоказания

Перед каждым сеансом логопед проверяет состояние ребенка. У него не должно быть никаких простудных болезней и плохого самочувствия. Недопустимо осуществлять манипуляции с кожными проблемами (фурункулы, бородавки, грибок и т. п.).

Нельзя проводить сеанс при проблемах в ротовой полости. Особенно при стоматите и кариесе, так как бактерии распространятся по всей слизистой. После оперативных вмешательств тоже нельзя делать массаж.

Исключение: подрезание подъязычной связки – манипуляции нужны сразу же, иначе появится рубец.

При любых серьезных патологиях, таких как ДЦП, нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка. Особенно это важно при диагностированной эпилепсии. Если дошкольник плачет, кричит и вырывается, то сеанс прекращают.

Зондовый и любые другие виды массажа проводят в отдельном помещении. Если это невозможно, то он делается в кабинете логопеда. Комната должна быть теплой, проветренной, без сквозняков.

Массаж языка при дизартрии не всегда приятен. Грамотный специалист видит грань между небольшим дискомфортом и болью. До второго никогда нельзя доводить.

Виды массажа

Существует множество разных методик. Для некоторых из них требуются зонды, для других достаточно только салфетки. Некоторые комплексы можно проводить в домашних условиях, другие подвластны только специалисту.

Средняя длительность курса – около 20 сеансов. Их проводят через день. После перерыва в месяц можно повторить. В тяжелых случаях количество процедур увеличивают.

Длительность самой процедуры зависит от:

  1. формы нарушения;
  2. индивидуальных особенностей;
  3. возраста.

Как правило, начинают с небольшого времени – от двух минут. Постепенно его увеличивают до 20 минут.

Один из основополагающих авторов методики – Дьякова. Именно она структурировала ранее известную информацию и вывела определенную последовательность действий. Они направлены на все части лица и позволяют производить как работу по активизации, так и по расслаблению.

Архипова в своей работе разработала несколько комплексов упражнений. Каждый из них направлен на решение определенных задач:

  • ригидности (плохой чувствительности) мышц;
  • гиперкинезов (непроизвольных движений);
  • параличей.

Для каждого комплекса были собраны упражнения, которые воздействовали на определенные точки лица. Например, чтобы расслабить мышцы лица нужно провести легко пальцами ото лба к вискам. Для снятия тонуса языка – делают поглаживающие движения от кончика к корню.

Зондовый массаж при дизартрии применяется не так давно. Инструменты для него были разработаны Новиковой. В стандартный комплект входит 9 зондов. Каждый из них используется для определенных целей.

Например, «Саночки» (бывают трех размеров) предназначены для активизации мышц. Их легко проводят вдоль органа и такой небольшой нажим отлично стимулирует мускулатуру. Название же произошло из-за того, что зонд напоминает полозья санок – конец инструмента также закруглен.

«Топорик» имеет сложную форму и выглядит как две сплющенные петли. Его используют для решения проблем с тонусом: если он повышен, то надавливания легкие, если понижен – сильные.

Некоторые авторы дополнили комплект Новиковой. Так, Томилина внесла зонды с су-джок-эффектом. Они обладают небольшими затупленными шипами и это оказывает дополнительное стимулирование. Свои зонды есть у Крупенчук, Микляевой и других.

Еще используется самомассаж. При правильном обучении ребенок самостоятельно выполняет необходимые манипуляции. Крупенчук разработала специальный комплекс с использованием чайных ложечек. С их помощью растираются и разглаживаются мышцы.

Некоторые правила

Не стоит стараться приобрести всевозможные инструменты. Важны не они, а их использование. Для каждого ребенка подбирается своя схема воздействий. В последнее время приобретают популярность зондозаменители.

Обычная зубная щетка позволяет выполнять массаж в домашних условиях. Для этого лучше завести отдельную и не использовать ту, что для чистки. Желательно, чтобы ее щетина была жесткой, а обратная сторона имела поверхность для чистки языка (ребристая).

Все зонды обязательно строго индивидуальны и проходят стерилизацию. В нее входит обработка специальными растворами и выдержка в сухожаровом шкафу. Из-за этого многие специалисты перешли на заменители в виде фигурных шпажек. На кончиках они украшены пиками, шариками или заостренными концами.

При проведении ручных манипуляций кончик языка оборачивается салфеткой и удерживается пальцами. Это необходимо для того, чтобы орган не выскользнул.

У логопеда на руках не должно быть украшений, длинных ногтей. При любых манипуляциях надеваются стерильные перчатки.

Сложные моменты

В некоторых случаях проводить массаж не так легко. При разных патологиях отмечается повышенный рвотный рефлекс. В таком случае не удастся толком воздействовать на мышцы.

Для снижения чувствительности используют некоторые хитрости. Детям дают для полосканий крепкий чай. За счет дубильных веществ он оказывает анестезирующий эффект. С этой же целью дают леденцы с ментолом.

В некоторых случаях проводят приучение анализаторов. Для этого берут зонд «Саночки маленькие» и аккуратно им проводят до допустимой линии и отводят его обратно. Так делают пять раз. Постепенно инструмент заводится все дальше.

Для подавления рефлекса полезно развивать жевательную мускулатуру. Для этого дают ребенку пожевать небольшую спринцовку. Ее кладут в рот широкой частью и предлагают слегка сжать.

Некоторые дети боятся металлических зондов и могут негативно реагировать на них. В таком случае их предварительно готовят к манипуляциям. Для этого используют игрушки, предлагают рассмотреть все инструменты и опробовать их на предметах.

Примерная методика проведения

Любое воздействие начинают с разминки. Для этого пять минут гладят лицо малыша. Движения проводятся в разном направлении: ото лба к вискам, от носа к скулам, от подбородка до мочек. Руки логопеда должны быть теплыми, а надавливания минимальными.

Для того чтобы расслабить корень языка и шейный отдел голову ребенка аккуратно качают из стороны в сторону. После уже переходят к основному комплексу. Упражнения для него подбираются в зависимости от целей воздействия.

Для стимуляции глотания и работы неба используют имитацию жевания, покашливание, зевание. Пьется вода небольшими глотками и ею же полощется рот. Дальше выполняются действия с сопротивлением. Например, ребенок упирается лбом в ладонь логопеда, специалист оказывает противодействие этому и слегка отталкивает ребенка.

В некоторых случаях необходимо растяжение подъязычной связки. Для этого кончик языка поднимают наверх, двумя пальцами нежно скользят по уздечке, чуть-чуть натягивая ее. Важно чтобы это не вызывало чувство боли!

Для снижения слюноотделения применяют особый комплекс упражнений. Он выполняется в положении сидя. Ребенок запрокидывает голову и имитирует жевание. После логопед массирует точки за мочками ушей, место смыкания челюстей. Надавливания должны быть легкими и круговыми.

При дизартрии нередко дети слабо ощущают движения языка. Для стимуляции делают специальные воздействия. Логопед пальцем активно проводит по твердому небу вперед-назад. Большим и указательным пальцем обхватывается десна и прощупывается по всей длине.

Для каждой цели используется определенный комплекс упражнений. Его составляют исходя из особенностей каждого дошкольника. В большинстве случаев это только дополнительная помощь и она не отменяет необходимость постановки звуков и их автоматизацию.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector
xContextAsyncCallbacks");