No Image

Речевой массаж для детей

СОДЕРЖАНИЕ
1 просмотров
16 октября 2019

К сожалению, статистика говорит о том, что с каждым годом количество детей с задержкой психического развития растет. Такая задержка, в свою очередь, провоцирует нарушение речи и умственных функций. Справиться с нарушениями речевого развития помогут занятия по специальным методикам: массаж мочек ушей, массаж языка для развития речи ребенка, артикуляционная гимнастика. Все они направлены на одну цель – помочь малышу развить свою речь.

Логопедический массаж – что это?

Массаж логопедический – это популярный метод коррекционно-педагогического воздействия. Основывается он на механическом воздействии на речевой аппарат. При грамотном воздействии происходит нормализация речи.

Эта техника используется давно, но продолжает развиваться ежегодно. Дефектологи, педагоги, логопеды постоянно разрабатывают новые методики и тактики для массажа. Существуют занятия как профессионального уровня, так и домашнего (выполняются родителями или самим ребенком).

Какие цели преследуют специалисты, назначая логопедические упражнения?

  • Привести в тонус мускулатуру лица.
  • Нормализовать работу малоподвижных мышц.
  • Снизить патологические движения в мышцах (судороги, гиперкинезы и прочее).
  • Увеличить амплитуду артикуляционных движений.
  • Сформировать произвольные артикуляционные движения.
  • Скорректировать состояние при парезах и параличах мышц.

Приспособления для массажа языка

Эффективные виды логомассажа

Самыми популярными признаны следующие виды логопедического массажа.

  1. Классический, или ручной массаж. Проводится специалистом с помощью рук и различных приспособлений (зубная щетка, шпатель). Используются похлопывания, поглаживания, растирания, легкая вибрация.
  2. Зондовый массаж по Новиковой. Этот вид воздействия предложила логопед Елена Викторовна Новикова. Проводится с помощью приспособлений (топорики, вилочки и другие).
  3. Точечный массаж, в ходе которого специалист воздействует на точки, связанные с речевым аппаратом. Стимуляция этих точек способствует активации речи.
  4. Массаж вибрационными аппаратами.
  5. Самомассаж, в ходе которого малыш сам себе массажирует мускулатуру лица.

Все виды массажа (кроме последнего) проводятся квалифицированными специалистами. Если нет возможности постоянно проводить занятия у специалиста, делать логомассаж могут родители. Для этого им необходимо пройти курс обучения по необходимой технике массажа.

В зависимости от конечной цели массаж разделяется на 2 вида:

  1. успокаивающий (при гипертонусе, парезах);
  2. активизирующий (при ДЦП).

Показания к проведению

Массаж для развития речи имеет четкие показания к проведению:

  1. все виды заикания;
  2. различные дефекты речи (афазия, дислалия, брадилалия);
  3. потеря голоса (частичная);
  4. незначительные нарушения голоса;
  5. неконтролируемое слюноотделение;
  6. ДЦП (детский церебральный паралич);
  7. патология произношения, вызванная сильным напряжением мышц лица;
  8. гипертонус лицевых мышц;
  9. проблемы с развитием артикуляционных мышц;
  10. дизартрия (ограничение подвижности языка, неба, губ).

Показания для проведения логопедического массажа определяет врач. Родителям малыша выдается направление на посещение массажиста или логопеда в детском медицинском учреждении. Если у родителей нет желания посещать государственного специалиста, они могут обратиться к частному. При этом обязательно стоит проверить его квалификацию (наличие дипломов и сертификатов).

Противопоказания

Логомассаж имеет ряд противопоказаний:

  1. стоматиты, гингивиты и прочие заболевания ротовой полости;
  2. конъюнктивиты, блефариты и другие заболевания глаз;
  3. инфекционные заболевания общего типа (ветрянка, грипп, корь и прочие);
  4. герпетическая инфекция;
  5. пульсация артерий и вен;
  6. увеличение лимфатических узлов;
  7. заболевания кожи (дерматиты, лишаи);
  8. обострение любого соматического заболевания;
  9. нарушение целостности массажируемых кожных покровов (ссадины, порезы);
  10. синяки на лице;
  11. нарушения сосудистой стенки, тромбозы;
  12. онкологические заболевания;
  13. грибковые поражения кожных покровов;
  14. страх ребенка перед специалистом или приспособлениями;
  15. гиперчувствительность кожи малыша.

Участковый невропатолог должен выдать родителям справку об отсутствии противопоказаний для проведения логопедического массажа. Опытный и квалифицированный логопед обязательно потребует у родителей данный документ.

Особенности проведения логомассажа

Проведение упражнений для коррекции речи у детей – это серьезное действие, требующее специальной подготовки специалиста, родителей и детей. Поэтому важно знать определенные правила подготовки.

Подготовка логопеда перед сеансом заключается в составлении индивидуального плана упражнений для каждого ребенка и соблюдении санитарно-гигиенических норм:

  • чистая индивидуальная одежда (халат или костюм), медицинские перчатки, маска;
  • одноразовые или продезинфицированные инструменты;
  • частое мытье рук или использование антисептического раствора;
  • применение антисептического раствора для ротовой полости малыша («Мирамистин», «Гексорал»);
  • использование стерильных салфеток.

Также важна подготовка родителей и малыша.

  • Если сеанс проводится дома, необходимо проветрить помещение.
  • Ребенок не должен быть голодным. Но и кормить его непосредственно перед приходом специалиста не стоит.
  • Если малыш не в настроении, капризничает и плачет, стоит отложить логомассаж.
  • Если кроха неважно себя чувствует (головная боль, тошнота, другие симптомы), стоит отложить сеанс.

Длительность одного массажного сеанса зависит от возраста ребенка. Чем меньше кроха, тем короче работа с логопедом.

  • Возраст от 0 до 3 лет – 5-10 минут.
  • Возраст от 4 до 7 лет – 15-20 минут.
  • Ребенок школьного возраста – больше 20 минут.

Первый сеанс логомассажа не должен длиться больше 5-10 минут. В первый раз происходит знакомство малыша с логопедом, новый опыт механического воздействия. Если ребенок нормально отреагировал на первый раз – смело увеличивайте длительность работы.

Курс массажа состоит из 10-20 процедур. В неделю проводится 2-3 занятия. Иногда, по особой необходимости, занятия могут проходить через день или чередоваться с другими реабилитационными мероприятиями. Если ребенку необходимо несколько курсов, то между ними соблюдается перерыв. Минимальная длительность перерыва – 14 дней. За это время организм малыша успевает перестроиться и подготовиться к новому воздействию.

Различные техники логомассажа

Рассмотрим основные массажные техники в зависимости от задействованных зон.

Логопедический массаж языка

  • Проводится профессиональными приспособлениями (зондами, лопаточками) или подручными материалами (ложками, зубными щетками). Может проводиться руками в стерильных перчатках.
  • Во время проведения под язык подкладываются сухие стерильные салфетки для впитывания излишков слюны.
  • При возникновении жалоб на боль и дискомфорт со стороны ребенка работа прекращается до следующего раза.

Логопедический массаж лица

  • Проводится поэтапно, сверху вниз. Сначала обрабатывается лоб, потом щеки, нос, губы, подбородок и шея.
  • Проводится воздействие на специальные точки.
  • Вместо ручного массажа может проводиться массаж чайными ложками.

Логопедический массаж рук

  • Работа с кистями рук улучшает мелкую моторику.
  • Воздействие на определенные точки улучшает нервную и мозговую активность, дает позитивный настрой.
  • Тепло рук специалиста успокаивает и расслабляет.

Массаж мочки уха

  • Сначала массируют уши по отдельности, а после – вместе.
  • Движение начинают от нижнего края мочки уха, постепенно двигаясь вверх.
  • Все движения плавные, нежные, но ритмичные.

Логопедический детский массаж в домашних условиях

Если нет возможности постоянно заниматься со специалистом, то технику логомассажа можно освоить в домашних условиях. Для этого необходимо пройти специальные курсы или попросить помощи у опытного логопеда. Профессионалы своего дела обучат минимальному комплексу приемов и упражнений для правильного развития речевого аппарата. Такой опыт в будущем поможет родителям не один раз.

Как проводится массаж в домашних условиях?

  1. После постановки диагноза составляется индивидуальный план занятий с крохой. Взрослые выбирают подходящие упражнения. Так, при гипотонусе лицевых мышц будет применяться совсем другая тактика, чем при неконтролируемом слюноотделении.
  2. Подготавливается помещение для процедуры. Его необходимо убрать и проветрить.
  3. Инструменты для процедуры (зубная щетка, шпатель, ложки) тщательно моются и обрабатываются кипятком.
  4. Если процедура выполняется в ротовой полости, необходимо надеть чистые медицинские перчатки.
  5. Родитель моет руки с мылом и обрабатывает их спиртосодержащим антисептиком.
  6. Ребенок находится в полусидячем положении с мягким валиком под шеей.
  7. Лучшие движения: поглаживание, растирание, легкая вибрация. Необходимо следить за настроением малыша. Массаж не проводится, если кроха не в духе. Время проведения логомассажа регулируется, согласно детскому возрасту. Если у малыша нет признаков аллергии, можно использовать ароматические масла (масло лаванды – успокаивает, масло лимона – тонизирует и запускает мозговую активность). Для грудничков целесообразнее использовать не масла, а присыпки.
  8. По окончании сеанса важно похвалить кроху, сказать ему приятные слова. Можно поиграть с ним в любимые игры. Такие действия сформируют в детском сознании доброжелательное отношение к занятиям.
Читайте также:  Гипертензионный синдром код по мкб 10

Приведем пример простых массажных упражнений, которые способствуют укреплению артикуляционных мышц. И его легко провести с ребенком дома.

Все движения повторяются восемь-десять раз и проводятся «от центра» к периферии. Включают поглаживания, разминания, растирания и пощипывания.

  1. Легкие поглаживания верхней части плечевого пояса (в направлении снизу вверх).
  2. Поглаживание подбородка и нижней части лица (в направлении от центра в ушам)
  3. Массаж губ: поглаживание поочередно верхней и нижней губы в направлении от середины к уголкам. Поглаживание носогубных складок (в направлении от уголков губ к носу). Затем легкое пощипывание губ в направлении от середины к уголкам.
  4. Массаж лица. Поглаживание от середины к вискам лба, затем от середины к волосам. Поглаживание бровей, щек. Разминание щечной и скуловой мышцы – (круговые движения по спирали от центра к ушам). И завершаем пощипыванием щек.
  5. Массаж языка. Включает мягкие круговые движения по разминанию языка от кончика к середине (спереди и по боковым краям). Затем делаются потягивания языка (держа за кончик) — вверх, вниз, влево, вправо. И «причесываем» язык зубной щеткой движениями из глубины к низу. Заканчиваем массаж разминанием – сжиманием языка с боков в направлении «от боков к середине».

Детский логопедический массаж дома дает хорошие результаты в сочетании с артикуляционной гимнастикой. А если добавить дыхательную гимнастику, физиотерапию, разучивание специализированных игр и скороговорок и материнскую заботу, наблюдается просто поразительный прогресс в развитии речи. Врачи советуют родителям не отчаиваться, а изучать техники логомассажа. Этот бесценный опыт не раз выручит маму или папу даже во время воспитания здорового малыша.

Что такое массаж для развития речи?

Как он поможет улучшить речь ребенка?

Какие виды речевого массажа можно делать дома самостоятельно, а какие нужно доверить специалисту?

На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Логопедический массаж. Понятие

Логопедический (речевой) массаж — это один из методов коррекции нарушений речи. Он помогает развить артикуляционные мышцы ребенка и улучшить состояние нервов и кровеносных сосудов речевого аппарата. Массаж снимает артикуляционные спазмы и нормализует тонус мышц. Как следствие — речь заметно улучшается.

Обычно логопедический массаж назначают детям с 4-5 лет, если у них есть задержка речевого развития (ЗРР) или другие патологии речи (например, дизартрия).

Этот метод логокоррекции проводится в комплексе с артикуляционной, дыхательной и голосовой гимнастикой.

Требования к проведению речевого массажа

Проводить такой массаж должен логопед, прошедший специальный курс обучения и владеющий детской анатомией и физиологией. Иначе неумелыми действиями можно нанести вред ребенку.

Для массажа обычно используют массажный зонд или только руки.

Стоит обратить внимание на кабинет, в котором будет проводиться массаж. В помещении обязательно должны быть детские игрушки, кушетка и кресла. Там не должно быть предметов, которые могут напугать ребенка — например, медицинских инструментов. В помещении должно быть тепло.

Процедуру проводят чистыми руками с остриженными ногтями, без порезов на коже и украшений. Другой вариант — в одноразовых перчатках.

Речевой массаж рекомендуется делать ежедневно. Так процедура даст ощутимый эффект. Продолжительность курса устанавливается логопедом.

Родители могут делать некоторые элементы логопедического массажа дома, перед этим посоветовавшись со специалистом. А также можно использовать облегченные варианты логопедического массажа — например, массировать ребенку ладошки под забавные стихотворения.

Какой специалист назначает речевой массаж

Речевой массаж проводится только по показаниям и по рекомендации невролога.

Именно он, осмотрев малыша, принимает решение о необходимости этой процедуры. Невролог может назначить массаж как по рекомендации логопеда, так и без нее.

Показания к проведению

Показаниями к процедуре являются такие нарушения:

  • ЗРР — задержка речевого развития (т.е. более позднее овладение устной речью у детей до 3 лет);
  • дислалия (нарушение произношения звуков);
  • дизартрия (ограниченная подвижность артикуляционных мышц и нарушения речевых нервов);
  • ЗПР — задержка психического развития (т.е. нарушение нормального темпа развития внимания, памяти, мышления и т.д).

Противопоказания к применению

Существует ряд ограничений для проведения логопедического массажа. К ним относятся:

  • недавно перенесенные ребенком заболевания типа ОРЗ и ангины — перед новой процедурой надо выждать хотя бы 10 дней;
  • гнойные или грибковые заболевания на коже у ребенка или логопеда;
  • гематомы на массируемых участках;
  • инфекционные раны на коже;
  • эпилепсия;
  • онкологические заболевания;
  • туберкулез;
  • болезни сосудов или капилляров;
  • острые аллергические заболевания.

Массаж ладошек для развития речи

В домашних условиях можно проводить массаж ладошек для развития мелкой моторики. Ведь давно известно, что на ладонях находится множество нервных окончаний, стимуляция которых развивает речь.

Для достижения заметного эффекта лучше заниматься каждый день, около 15 минут.

Массаж стоит проводить в форме игры и сопровождать детскими стихотворениями.

Сперва применяют приемы пассивного массажа, когда массирующие движения делает взрослый. Затем переходят к приемам активного массажа, которые выполняет сам ребенок.

Приемы пассивного массажа

  • «Солнышко». Кисти рук ребенка гладят с обеих сторон подушечками пальцев, как будто лучами солнца.

Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама, лишь одно бывает.

  • «Сорока-белобока». Кисти рук малыша поглаживают с обеих сторон спиралевидными движениями.

— Сорока-сорока, где была?
— Далеко.
Дрова рубила, печку топила, воду носила.
Кашку варила, деток кормила.

  • «Метель». Кисти рук с обеих сторон зигзагообразно поглаживают.

Свистели метели, летели снега,
Стелила постели большая пурга.
И было метелям совсем не до сна.
Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду, как подушки, лежат.

  • «Улитка». Края ладоней растирают и легонько щипают.

Толстушка–ползушка, дом-завитушка!
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке.
Ползи, не спеши, рога покажи.

  • «Пила». Ребром ладони “пилят” вдоль и поперек ладошку ребенка.

Принялась пила за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.

Приемы активного массажа

  • «Зверята». Надо массировать подушечки пальцев (по пять строк на одну руку и пять на другую).

Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей, (мизинец)
И клестов, и снегирей, (большой палец)
Любят горного козла, (указательный палец)
Обезьянку и осла, (средний палец)
Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
Черепаху и ужа. (мизинец)

  • «Огород». Массируют фаланги пальцев на каждый ударный слог стихотворения.

Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка.
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали,
Квасили, ели, солили,
С дачи домой увозили.
Прощай же на год,
Наш друг-огород!

  • «Щелчки». Ладошка прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному, затем отпускает, и палец со стуком падает на стол. Стихотворение произносится так: на каждую строчку — массаж 1 пальчика.

Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
— Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
— А пойдем, — сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

  • «Мячик». Нужно катать между ладоней массажный мячик с «шипами».
Читайте также:  Портативный цифровой тонометр внутриглазного давления

Покатаю я в руках
Мячик мой хороший.
Чтоб всегда здоровым быть,
Ловким и весёлым.

Массаж лица для развития речи

Во время этого логопедического массажа специалист руками воздействует на лоб, щеки, нос, рот и подбородок ребенка. В массажный комплекс входят поглаживания, растирания, разминания и вибрации этих лицевых зон.

Массаж лба

Массаж проводится следующим способом:

  • поглаживающими движениями ладоней двигаются от середины лба к височной части;
  • разминающими движениями руки массируют лоб от бровей до верхней части лба;
  • вибрирующими движениями руки или вибромассажером двигаются от бровей к верхней части лба.

Массаж языка

Массаж щек

Далее массируют щеки:

  • разминающими и растирающими движениями направляются вдоль мышц щек — от уголков рта к вискам;
  • легкими поглаживаниями щек перемещаются от скул до низа челюсти.

Массаж рта

Этот участок массируют так:

  • поглаживают, растягивают и растирают кожу верхней губы от середины к уголкам рта;
  • аналогичными движениями массируют нижнюю губу.

Массаж подбородка

Подбородок поглаживают и разминают, начиная снизу и двигаясь к уголкам рта.

Массаж воротниковой зоны при задержке речевого развития

Массаж воротниковый зоны помогает детям с ЗРР не только развить речь, но и улучшить общее физическое состояние организма.

При воздействии на воротниковую зону активизируется работа нервной системы, улучшается кровоснабжение, насыщаются кислородом те зоны в коре головного мозга, которые отвечают за речь.

Сеанс массажа обычно длится 15-25 минут. Он не доставляет боль или дискомфорт ребенку.

Массаж воротниковой зоны должен проводить логопед или невролог.

Специалисты назначают курс примерно на 20 сеансов, а через 1,5-2 месяца его рекомендуется повторить. При ежедневном проведении положительный эффект от массажа будет заметен довольно быстро.

Перед процедурой нужно убедиться, что ребенок не боится и что он расслаблен.

Ребенка кладут на кушетку на живот, руки опускают вдоль туловища.

Массаж проводится так:

  • Легкими поглаживающими движениями двигаются сверху вниз по шее, не затрагивая позвоночную область.
  • Растирающими движениями, более сильными, массируют эту же зону 3-мя фалангами пальцев.
  • Затем массируют трапециевидную мышцу с помощью 3 фаланг пальцев.
  • Разминающими движениями прорабатывают верхнюю часть спины и плечи ребенка.

Логопедический (речевой) массаж — эффективный метод коррекции речи у детей с ЗРР и другими подобными нарушениями. Для достижения наибольшего эффекта его используют совместно с другими приемами логокоррекции — артикуляционной, дыхательной, голосовой гимнастикой и т.д.

Логопедический массаж проводится только специалистом по рекомендации невролога. Во время процедуры логопед воздействует на мышцы артикуляционного аппарата с помощью рук или массажного зонда.

Невролог назначает ребенку и процедуру массажа воротниковой зоны. С помощью него улучшается работа тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь.

Родители также могут развивать речь ребенка с помощью массажа — например, ежедневно занимаясь массажем ладошек или выполняя некоторые элементы логопедического массажа после консультации со специалистом.

Первые звуки малыши начинают произносить в 2-3, а после 9 месяцев — первые слоги и слова. Однако в результате индивидуальных особенностей, травм или болезней происходит отставание в развитии речевого аппарата. Чтобы восстановить артикуляцию необходимо обратиться за консультацией к врачу и проводить ежедневные занятия с массажем.

Польза логопедического массажа

Что такое логопедический массаж — это направленное механическое воздействие на мышцы, нервы, сосуды и ткани периферического речевого аппарата. Проводят его для нормализации произношения звуков. Регулярные процедуры также помогают:

  • стимулировать развитие разговорной речи;
  • разработать правильное произношение звуков и слов;
  • нормализовать мышечный тонус речевого аппарата;
  • развить спектр кинестетических ощущений;
  • повысить эластичность мышечных волокон;
  • восстановить голос и улучшить его качество;
  • развить правильное дыхание;
  • улучшить глотательные рефлексы.

Массаж не имеет возрастных ограничений, и для профилактики возникновения нарушений его можно делать новорожденным с 2 месячного возраста.

Показания

Логопедический массаж для развития речи у детей назначают при:

  • алалии, которая сопровождается отсутствующей или недоразвитой речью при нормальном слухе и интеллекте;
  • дислалии или нарушенном произношении звуков при отсутствии проблем со слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата;
  • паралалии, которая отличается тем, что имеет несовершенное произношение как органический недостаток;
  • дизартрии или проблемах с произношением, вызванным заболеваниями нервной системы;
  • задержке развития речи и нарушениях голоса;
  • заикании и дрожании связок;
  • гипотонии и нарушении речевой деятельности;
  • церебральном параличе.

Артикуляционный массаж проводят в комплексе с дыхательной и артикуляционной детской гимнастикой. Их совместное выполнение нужно для облегчения процесса произношения большого количества звуков, в т.ч. и сложных.

Противопоказания

Необходимость проведения сеансов, их количество и тип согласуется с логопедом. Массаж и упражнения выполняются ежедневно, если у малыша хорошее самочувствие и нет противопоказаний. К ним относят:

  • повышенная температура, простуда и ОРЗ;
  • воспаленные десна, герпес или стоматит;
  • увеличенные лимфоузлы;
  • кровотечения из носа;
  • болезни кожи, аллергия или диатез;
  • тошноту, рвоту, понос;
  • болезни глаз;
  • онкологию;
  • психические расстройства, заболевания ЦНС, дефекты развития ВНС;
  • эпилепсию;
  • эмоциональную или физическую усталость.

Проведение массажа в домашних условиях включает в себя активное воздействие на нервные рецепторы, поэтому, если ребенок склонен к судорогам, нужна осторожность. Если малыш начинает во время проработки плакать, кричать, показывать недовольство — сеанс прекращают.

Разновидности массажа

В зависимости от типа расстройства речевого аппарата, возраста малыша и его эмоционального состояния подбирается вид процедур и интенсивность проведения. Техника классического логопедического массажа для детей основана на применении традиционных приемов:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминания;
  • вибрационного воздействия.

Процедура начинается и заканчивается поглаживаниями — это обязательное условие правильного сеанса массажа. Сила воздействия зависит от патологии: если необходимо расслабить мышцы, то используют легкие поглаживания. Для укрепления мышечного тонуса необходимы более активные движения.

Точечный массаж предполагает воздействие на определенные биологически активные участки.

Аппаратный метод основан на применении вакуумных и вибрационных приборов. Автором зондовой техники является Е.В. Новикова, которая использовала в своей работе несколько видов зондов для массирования губ, языка, неба.

Врачи применяют несколько видов инструментов для логопедического массажа, таких как:

Для детей с церебральным параличом рекомендуют систему Е.Архиповой. А для малышей старшего дошкольного и школьного возраста разработана система самостоятельного массажа лица и языка.

Классическая массажная техника

В домашних условиях упражнения и массаж выполняют из положения сидя или лежа. Начинают сеанс с массажа воротниковой зоны и плеч. Его проводят поглаживаниями всей области сверху вниз. Затем переходят к плавным поворотам головы ребенка в разные стороны: одна рука мамы придерживает за лоб, а вторая — лежит на задней поверхности шеи.

Расслабление мимической мускулатуры лица проводят приемом поглаживания с помощью пальцев. Направление движений:

  • от центральной точки лба в сторону висков;
  • от линии бровей к линии роста волос;
  • вокруг глаз;
  • от переносицы по нижнему веку к вискам;
  • от уголков губ к мочке уха.

Каждое из движений повторяют не более 10 раз. Расслабление губ также проводится поглаживающими движениями от уголков рта 5-7 раз, затем разглаживают область носогубных складок кончиками указательных пальцев. После этого массируют ротовую полость. Техника выполнения логопедического массажа языка следующая:

  • при помощи салфетки берут кончик языка и передвигают его в разные стороны;
  • левая рука придерживает высунутый изо рта кончик языка, а правая при помощи зубной щетки поглаживает всю поверхность;
  • легкими движениями проходят еще раз всю поверхность языка, после чего поворачивают его в стороны.

Массирование языка нужно проводить осторожно, без применения силы и нажатий. Если малыш испытывает дискомфорт — проработку прекращают.

Активирующее массирование

Как делать активирующий логопедический массаж:

  • после предварительного расслабляющего массирования проводят ритмичное сжатие подбородка;
  • затем переходят к поглаживанию двумя пальцами щек и скул по спирали;
  • после поглаживаний идут активные разминания проработанной области;
  • далее следует энергичное пощипывание щек.
Читайте также:  Болит низ живота при надавливании у женщин

Затем поглаживаниями проходят верхнюю и нижнюю губу. Снизу прорабатывают похлопываниями и вибрационными движениями, задействуя только кончики пальцев.

Массирование языка проводят более интенсивно растиранием и разминанием. Направление движений от корня языка к кончику. Последовательность приемов такова:

  • растирание вдоль, поперек и по спирали;
  • сжатие боков языка с пощипыванием краев;
  • похлопывание по всей поверхности зубной щеткой.

Завершают массажный сеанс растиранием шеи по нижней части к мочкам ушей, от лопаток к затылку и по всей поверхности.

Массирование ложками

Для проведения сеанса понадобится пара чайных ложек. Логопедический массаж ребенку начинают с поглаживания области висков выпуклой частью ложки. Круговые движения совершают по часовой стрелке с ровным и плавным нажатием. Затем поглаживают надбровные дуги от внутреннего края ко внешнему, и по нижнему веку к переносице. Аналогично разминают жевательные мышцы и область под подбородком.

Поглаживание щек выпуклой стороной начинают от уголков губ, поднимаясь постепенно к вискам. Виски проходят спиралеобразными движениями, заканчивая проработку области интенсивными и ритмичными нажатиями. По губам проходят поглаживаниями и легкими разминаниями.

Каждый из приемов повторяют до 8 раз. Массаж лица для детей с использованием ложек может включать и проработку языка, но выполняться он должен только специалистом. В домашних условиях велик шанс травмирования и растяжения мышц.

Самомассаж

Обучение логопедическому массажу лица начинается с проработки ушей на 10 счетов. Уши медленно оттягивают вперед и назад, затем совершают несколько круговых движений по щекам и по подбородку в течение минуты. Нижнее и верхнее веко поглаживают около 50 секунд, а область вокруг глаз проходят круговыми движениями. Начинают от внутреннего уголка глаз и до верхнего века. По крыльям носа совершают до 20 несильных нажатий. В завершение нужно открыть рот и сделать 5 быстрых и резких движений нижней челюстью в правую и в левую сторону.

Комплекс массажных упражнений

После массажа желательно перейти к специальным упражнениям, которые не только закрепляют эффект от процедур, но и позволяют развить речевой аппарат, улучшают моторику, двигательную функцию мышц.

Для губ

Упражнения для улучшения подвижности губ включают в себя:

  • медленные поглаживания от середины к уголкам;
  • плотное смыкание губ, после чего по ним проходят легкими постукиваниями. Повторить не более 4 раз;
  • 3-4 спиральных движения указательным пальцем. Ведем от середины губ к уголкам. Выполняется при сомкнутых или приоткрытых губах;
  • сомкнутые и вытянутые вперед губы;
  • круговые движения пальцев в уголках рта (5-7 повторов);
  • поглаживание с легким нажатием.

Движения должны быть направлены на стимуляцию мышечной ткани, поэтому слишком медленные и мягкие поглаживания желательно не использовать.

Для языка

Упражнения для работы с языком подразделяются на несколько комплексов. Первый — это классическое массирование, дополненное вибрационными похлопываниями в течение 15 секунд.

Второй начинается с расслабляющего массирования, включающего:

  • надавливание на подчелюстную ямку в течение 15 секунд;
  • проведение пальцами от середины подбородка к краю скулы.

Затем с использованием салфетки одной рукой придерживают язык за кончик, а второй массируют. Движения — прямолинейные, спиралевидные или круговые. Направление:

  • от центра к кончику и в стороны;
  • поперек.

После этого переходят к перекатыванию языка, пощипыванию краев, поглаживанию всей поверхности и поглаживанию подъязычной зоны. Десну проходят в горизонтальном направлении.

Третий комплекс упражнений требует использование зубной щетки. Если у малыша язык слабый, то движения проводят от краев к центру. При напряженных мышцах приемы совершают от центра в стороны. Ребенка просят высунуть язык. Если имеется патология, то язык через некоторое время отклонится в сторону. Сторона отклонения — спастическая, и ее нужно прорабатывать поглаживаниями, мягкими растираниями и вибрациями. Воздействие на нее минимально. Вторая сторона — вялая, и ее нужно стимулировать сильными пощипываниями и надавливаниями.

Во время проработки язык удерживают 2 пальцами левой руки. Тыльной стороной зубной щетки проводят в разных направлениях волнообразными, спиралевидными и прямыми движениями.

Для ушей

На ушах расположено много биологически активных точек, и воздействие на них позволяет улучшить слух и зрение, речь, память, концентрацию внимания. Детский массаж ушей может выполняться как родителями, так и самостоятельно уже подросшими малышами.

При проведении обязательно соблюдать последовательность:

  • мочку размять и потянуть вниз;
  • размять завиток;
  • хорошо растереть внутреннюю и наружную поверхность;
  • скрутить ушную раковину, потянув вперед и назад, вверх и вниз;
  • сделать несколько круговых движений ушами.

Упражнения можно повторять несколько раз в день, а лучшее время для проведения — утро и вечер.

Для шеи и рук

Массирование шеи выполняется из положения лежа. Голова должна лежать ниже уровня плеч. Шею поддерживают одной рукой, другой совершают медленные вращательные движения головой в стороны. Затем плавно поворачивают голову вправо, влево, вперед и назад. Не более 5 повторов для каждой стороны. После этого переходят к поглаживанию задней поверхности от линии роста волос вниз и в стороны. Увеличивая нажим, совершают разминания и растирания сверху вниз.

Массаж рук рекомендован с двухмесячного возраста. Начинают с массирования суставов пальцев, затем на каждую подушечку нажимают до 10 раз. Сила нажима увеличивается постепенно. За нажатиями следуют круговые движения по ладошке и поглаживания от центра к краям. Дополнительно можно пкрутить пальцами, сделать несколько сгибательно-разгибательных движений или массировать от основания ладони вверх.

Условия проведения сеансов

Массажные процедуры необходимо проводить в помещении с хорошей вентиляцией и светом. Перед работой ребенок должен умыться и прополоскать рот. Все приемы должны быть легкими, удобными, комфортными для малышей. При малейшем дискомфорте или боли проработку прекращают.

Во время воздействия обязательна проработка губ, нижней челюсти и языка, а каждая процедура начинается и заканчивается поглаживаниями. Если не указано иное количество, то приемы повторяют по 5-6 раз. Первый сеанс не должен длиться более, чем 5 минут. Время проработки увеличивают постепенно, доводя до 15-20 минут. Для детей младше 2 лет общее время сеанса ограничено 2-3 минутами.

Процедуры проводят ежедневно или через день, через 2-2,5 часа после приема пищи. Курс массажа включает 15-20 сеансов. После последнего сеанса делают перерыв в 1-3 месяца, и повторяют курс. Разрешено не более 60 сеансов в год. Второй год массажных процедур должен начинаться с повторной консультации у логопеда и корректировки техники.

При нарушении работы речевого аппарата проводят специальный массаж. Он состоит из несложных приемов, которые можно освоить за несколько процедур и проводить в домашних условиях. Польза массирования не только в улучшении речевых навыков, но и в стимуляции работы мышечной ткани, развитии глотательного рефлекса. Если нет противопоказаний, то сеансы можно проводить ежедневно. Логопеды рекомендуют несколько массажных техник, состоящих как из классических приемов, так и из специфических — сжатия языка, пощипывания его поверхности. Тип процедур, продолжительность, интенсивность и количество проработок обязательно оговаривается с врачом.

Комментировать
1 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector
xContextAsyncCallbacks");